ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
СТАТЬИ

"Кадры решают все"

"В конце концов, все решают люди, не стратегии"
Ларри Боссиди
"Кадры решают все" – известное высказывание, всегда актуальное, особенно сейчас в нашей стране.

Управление – это всегда действия с людьми – кадрами. Если вы руководитель, то, вопреки новомодным утверждениям, вы управляете не процессами, не ресурсами, не технологиями и прочее, вы управляете кадрами и только кадрами. Вот ваши подчиненные-исполнители могут управлять процессами, если у них нет своих подчиненных. А вы должны управлять персоналом. Либо вы руководитель, тогда вы управляете своими подчиненными, либо вы специалист, тогда вы управляете процессами. Определяйтесь – третьего не дано!

Так что же “решают” кадры? Хорошие кадры делают то, что требует их начальник. Именно руководитель определяет задачи, которые должны решать подчиненные, и контролирует их выполнение. Именно руководитель подбирает эти самые кадры, исходя из намеченных целей, и, если их квалификации недостаточно, сам обучает своих сотрудников, или организует их обучение на стороне. Поэтому, именно руководитель несет полную и единоличную ответственность за все, что происходит в том коллективе, которым он руководит. И бессмысленно сетовать на плохих подчиненных – они такие, каких набрали и какими их сделали.

Итак, благополучие предприятия целиком и полностью зависит от руководителя, и улучшить это состояние он может только через своих сотрудников. И в этом смысле, действительно, “кадры решают все”.

Сейчас вопрос с кадрами, точнее с их отсутствием, постоянно муссируют все, начиная от президента и заканчивая скромными бизнесменами. Очень удобно всю несостоятельность российской экономики свалить на развал образования и отсутствие квалифицированного персонала. В России нет неразрешимых кадровых проблем!

Конечно, глупо отрицать, что среднее специальное (профессионально-техническое) образование почти полностью ликвидировано, а высшее, в большинстве своем, штампует малообразованных “специалистов” в количестве, в несколько раз превышающем потребности экономики. Но зачем нам с вами думать за всю страну, хотя мы и патриоты? Проблемы российского образования – это забота президента, правительства, думы, чиновников. Но если руководство страны не может или не хочет ничего решать, не стоит опускать руки. Достаточно, чтобы каждый бизнесмен на своем месте для себя разрешил эту небольшую проблемку. Тем более, что это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Для малого или среднего бизнеса нужно всего-то несколько десятков или сотен человек. В любом даже небольшом городке всегда можно найти с десяток вменяемых человек с хорошим специальным, не обязательно высшим, образованием. Для создания управленческой команды небольшого, или среднего предприятия они должны быть неглупые, честолюбивые, ответственные и способные к обучению. С, в меру пьющими, рабочими тоже не так уж все катастрофически плохо. Это, конечно, не просто, но всегда возможно. Нужно только грамотно организовать отбор. Практика показывает, что 4-6 месяцев бывает достаточно, чтобы сформировать основной кадровый костяк предприятия.

Если в вашей местности нет узкоспециализированных работников, такое тоже бывает, то вам придется либо отправить нескольких своих сотрудников на обучение, либо выписать специалистов к себе. В любом случае, для того, чтобы минимизировать кадровые риски и не зависеть от конъюнктуры рынка труда, необходимо организовать в компании процесс обучения работников, повышения их квалификации, обмена опытом.

“Выращивание” своих специалистов дает компании ряд дополнительных преимуществ. Во-первых, вы получает сотрудников лояльных к компании. Во-вторых, в процессе учебы работники получают те навыки, ту специализацию, которые действительно нужны им для наиболее эффективного решения поставленных перед ними задач. В-третьих, возможность продвижения по карьерной лестнице, благодаря непрерывному совершенствованию, очень сильно повышает мотивацию работников, “заставляя” их работать с полной самоотдачей.

Но мало набрать квалифицированный персонал, необходимо создать ему комфортные условия для работы. А это и эргономичное рабочее место, оборудованное всем необходимым на расстоянии вытянутой руки. И благоприятный социально-психологический климат в коллективе. И гибкая система справедливой мотивации.

Комфортные условия – это не роскошь, и не каприз зарвавшегося сотрудника. Чем меньше работник отвлекается на решение вопросов не связанных с его непосредственной работой, тем выше уровень его потенциальной эффективности. Конечно, сами по себе идеальные условия организации рабочего места и хороший социально-психологический климат в коллективе не гарантируют высокую интенсивность труда сотрудников. Но отсутствие нормальных условий, совершенно очевидно, может существенно повлиять и на эффективность, и на качество работы.

Значение мотивации трудно переоценить. Это одно из самых главных условий развития предприятия. Мотивация должна не только стимулировать работника на удовлетворение его материальных физиологических нужд, но и создавать условия для формирования и реализации его социальных, статусных и личностных потребностей и побуждений. Особенно важно, чтобы мотивация была справедливой, т.е. за равный труд должно быть равное вознаграждение. Несоблюдение этого принципа приводит к излишней напряженности в коллективе, порождает недоверие сотрудников к друг другу, усиливает тенденцию к формальному отношению работников к своим обязанностям, лишает их инициативы и стремлению к здоровому карьерному росту.

Для эффективного управления и создания самоуправляемой системы нужно максимально близко смещать центры принятия решений к местам возникновения сбоев и ошибок. Одним из важных составляющих этого процесса является делегирование лидерства. Но всегда остаются вопросы, которые руководитель должен решать сам. Чтобы эти вопросы решались максимально оперативно и эффективно, руководитель должен научить своих подчиненных правильно подготавливать и подавать решения. Вариант из серии: “Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает...” не проходит.

При возникновении проблемы, решение которой выходит за рамки компетенции сотрудника, он должен подготовить несколько возможных вариантов решения и проанализировать последствия каждого из них. Именно сотрудник должен найти решение проблемы, т.к. он лучше всех разбирается в своем направлении и знает все, что там происходит. Руководителю докладываются все решения, подробно описываются все последствия, и предлагается оптимальный, с точки зрения сотрудника, вариант решения.

Подобный подход способствует развитию в подчиненных таких важных для организации самоуправляемой системы качеств, как анализ, самостоятельность, ответственность. Это “толкает” работников самостоятельно находить и, со временем, принимать решения, и расширяет уровень их компетенции.

И, наконец, главное, для эффективной работы тандема начальник-подчиненный необходимо их полное взаимопонимание. Сотрудник должен точно понимать, что от него требуется и иметь соответствующие полномочия, чтобы выполнить поставленные задачи. Руководитель должен быть уверен, что подчиненный все понял правильно и у него хватит квалификации сделать то, что нужно руководителю.

В любом случае, ответственность за неудачу лежит на руководителе. Либо руководитель плохо объяснил, или не убедился, что его правильно поняли, либо дал поручение не тому сотруднику.

Во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными важно не только понимание, но и, как в любых человеческих отношениях, приспосабливание друг к другу. Давая задание, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности сотрудника воспринимать и переосмысливать получаемую информацию. Поэтому важно не только “что” говорить, но и “как”. Руководитель должен уметь правильно определять для каждого сотрудника форму и структуру подачи информации, ее количество, и иметь обратную связь для проверки, что его правильно поняли. Подчиненный, в свою очередь, должен предоставлять доклады, отчеты, другие документы и предложения в виде, удобном для руководителя. Это общее правило: чтобы вас понимали, нужно говорить на языке собеседника.

И еще одно замечание.
В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны руководители жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, с другой – целое поколение, получившее настоящее образование еще советское время и, успевшее поработать на советских предприятиях с, не в пример нынешним, строгой производственной дисциплиной, почти полностью выкинуто из экономической жизни страны. Опытные высококвалифицированные специалисты, в большинстве своем, вынуждены заниматься низкооплачиваемой неквалифицированной работой из-за своего возраста. С точки зрения психологии самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека – зрелость, приходится на возраст 40-50 лет. В США возраст самых высокооплачиваемых специалистов составляет от 50 до 60 лет. И только в нашей стране существуют жесткие возрастные ограничения.

Многие руководители ищут кандидатов на работу не старше 25 лет, но при этом хотят, чтобы они имели и хорошее образование, а лучше два, и стаж работы 10 лет в крупных компаниях на высоких должностях, и успешный запуск нескольких проектов с “нуля”, и большой жизненный опыт. Может уже хватит верить в сказки и заниматься самообманом? Нельзя совместить несовместимое. Пора обратить свой взор на совершенно невостребованный сегмент рынка труда. Тем более, что “зрелые” специалисты, как правило, имеют более высокую квалификацию, способны самостоятельно принимать решение и разделять ответственность, гибче, опытнее, мудрее своих “молодых” коллег. При правильной мотивации со стороны руководства, они готовы и способны обучаться. На них можно положиться. К тому же, они, часто, гораздо дешевле.

Конечно, в любом деле необходимо иметь чувство меры, соблюдать баланс интересов. Развивающейся компании в равной степени требуются и “молодые” люди с высокими амбициями, напором, свежими идеями, и мудрые “зрелые наставники”, способные уберечь от излишних ошибок, подсказать решение в сложной ситуации, поделиться своими знаниями и опытом.

В заключение.
Дерево, растущее в лесу, уголь, нефть, газ, находящиеся глубоко в недрах Земли, рыба, плавающая в глубинах океана – все это не имеет никакой материальной ценности, именно материальной (вопросы красоты, духовности в данном контексте не рассматриваются). Это ничего не стоит с экономической точки зрения. Все предметы, которые мы оплачиваем, созданы руками человека. Когда мы покупаем полку, сделанную из того самого дерева, или заливаем бензин в бак автомобиля, полученный из той самой нефти, мы платим не за сам товар – дерево и нефть, как мы уже выяснили, сами по себе ничего не стоят. Мы оплачиваем труд колоссального количества людей совершенно разных профессий, которые добыли все эти природные ресурсы, переработали их в привычный нам вид и доставили нам. Только труд человека имеет стоимость. Потому, что только труд тех самых “кадров”, “персонала”, “работников”, и создает все ценности. И в этом смысле кадры не только “все решают”, но и все создают. Кадры – это главная и единственная ценность в экономике.
 
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ