ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
СТАТЬИ

Управление по целям (Management by Objectives)

Управление по целям – очень хороший подход в управлении. Стремление к достижению поставленных целей компанией является главным стимулом развития, а при наличии жесткой конкурентной среды, и выживания предприятия. Не стоит только увлекаться дроблением задач и ключевыми показателями эффективности.

Главным и необходимым условием развития любой компании является наличие цели. Без цели не понятно куда двигаться, как развиваться, какие результаты достигать и что с ними делать. Цель или цели должны быть выражены в количественных и временных показателях. То есть, необходимо точно описать желательное состояние предприятия и определить конкретный срок достижения этого состояния.

Если коротко, суть метода “управления по целям” сводится к тому, что компания определяет основную цель (цели) развития компании и срок ее достижения. Потом цель разбивается на много мелких целей и задач, каждая из которых доводится до соответствующего подразделения и работника. Считается, что выполнение поставленных задач всеми работниками приведет к достижению главной цели. Вводятся ключевые показатели эффективности, строится специальная матрица для определения вклада каждого в общее дело. На основании этих показателей строится система мотивации.

В настоящее время от метода “управления по целям” отказываются, т.к. он вызывает много нареканий из-за чрезмерного преувеличения важности числовых норм в ущерб управлению процессами на предприятии, долгосрочным планам, взаимодействию структурных подразделений. “Игры” руководителей и работников в ключевые показатели эффективности приводят к внутренним конфликтам, искажениям и припискам, страхам наказания и, как следствие, параличу инициативы, большему вниманию к внутренним проблемам, чем к нуждам потребителей, приоритету сиюминутных выгод за счет долгосрочных перспектив.

Немного истории.
Управление по целям (Management by Objectives, сокращ. MBO) – очень распространенный управленческий подход среди многих руководителей компаний США. Управленческий подход MBO был предложен Питером Друкером в середине прошлого века. В основе, как это не кажется удивительным, успешная реализация планов первых пятилеток в Советском Союзе. Именно постановка амбиционных целей руководством СССР и их, часто досрочное, выполнение и подтолкнуло Друкера к изменению управленческого подхода и созданию MBO.

Далеко не всегда достижение поставленных задач сотрудниками приводит к достижению общих целей компании. Причин может быть масса: это и неправильно определенные и сформулированные задачи, и срыв выполнения задач некоторыми подразделениями и отдельными сотрудниками, и направление основных усилий на повышение своих показателей, а не на решение поставленных задач (это не всегда одно и то же), и пр. А если еще учесть, что подразделения компании часто преследуют прямо противоположные цели, то можно только догадываться к чему может привести “победа” одного или нескольких отделов над остальными, не говоря уже про страшную конкурентную войну внутри отделов.

Еще одно замечание. В системе, а компания – это, несомненно, система, общий результат никогда не является простым арифметическим сложением маленьких результатов всех элементов системы. Поэтому решение маленьких задач каждым работником и подразделением без стремления к общей цели не приведет к желаемым результатам.

Но все вышеперечисленное не ставит под сомнение саму необходимость каждой компании иметь цель своего развития. Без цели нет развития, без развития нет компании.

Если нет цели, незачем и управлять.
 
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010   Москва   САМ