ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ РАССЫЛКА     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
 

Как исключить исключение из правил?

Чтобы правило всегда оставалось правилом, в нем не должно быть никаких исключений.

Это особенно важно в управлении, когда и так очень сложно заставить персонал выполнять установленные правила, технологии, приказы и распоряжения. Есть поговорка: каждый суслик в поле агроном. В коллективе тоже самое. Все знают, как правильно и как неправильно. Каждый считает, что выполнение технологии – это для новичков. «Профессионал» всегда лучше всяких технологов, руководителей или консультантов знает, что, как и когда делать.

Чтобы добиваться намеченных целей в компании должна быть жесткая дисциплина, заключающаяся в том, чтобы все управленческие решения, а под этим подразумевается весь набор средств принуждения: внутренние регламенты и положения, приказы и распоряжения, технологии и логистические маршруты, документооборот и правила переписки, и так далее, выполнялись неукоснительно, без всяких исключений.

А как же свобода творчества, инициатива снизу?
Повторюсь, все принятые в компании правила, направленные на решение тактических и стратегических задач, должны выполняться неукоснительно. Но в компании должна быть создана система, поощряющая работников вносить предложения по улучшению системы управления и ее отдельных элементов. Более того, перед принятием важных и не очень решений руководство компании должно вовлечь в обсуждение проблемы всех заинтересованных и узкоспециализированных сотрудников компании. Ничто так не повышает лояльность работников к компании, как его активное участие в ее управлении. Более того, решения, «принятые коллективно», чаще поддерживаются и легче принимаются работниками, даже если не все с ними согласны. Когда решение принято, оно должно выполняться.
Дисциплина сверху, инициатива снизу – формула успешного управления.

Конечно, в реальных условиях управления с большим количеством неопределенных и непредсказуемых параметров и постоянно меняющихся внешних факторов, очень сложно создать такое правило, которое могло бы предусмотреть все варианты. Поэтому, чаще всего, при реализации установленных управленческих правил придерживаются только основных положений, игнорируя нюансы. Но, как известно, все самое главное скрыто в деталях. И правило перестает работать и превращается в сплошные исключения.

Очевидно, что перед принятием любого управленческого решения необходимо очень досконально просчитывать все возможные последствия. И здесь, может быть, придется «отмерять» не семь и даже не десять раз. И это возможно даже в режиме крайне ограниченного времени на принятие решений – при кризисном управлении.

Но что делать, если принятое решение оказалось не совсем верным?

Для того, чтобы правило оставалось правилом, существуют всего две возможности.

Первая. Если принятое правило оказалось серьезной ошибкой и его дальнейшее соблюдение резко ухудшает ситуацию, то руководитель должен публично признать свою ошибку. Выяснить причины, подтолкнувшие его принять неправильно решение. Объяснить их своим подчиненным. И отменить правило. Никаких корректировок, дополнений, исключений. Отменить ошибочное правило, разработать новое с учетом вновь открытых обстоятельств и принять.

При грамотном и тщательном принятии решений крупные ошибки почти полностью исключаются.

Вторая. Если правило в целом правильное и работает на достижение цели, но есть отдельные моменты, которые оно не решает, или есть сотрудники, которым оно неудобно или создает дополнительные трудности, и так далее, то правило нельзя отменять ни в коем случае. Более того, не нужно торопиться вносить в него изменения. Руководитель должен объяснить недовольным сотрудникам, что понимает их озабоченность, предлагает им совместный поиск решения создавшейся проблемы и обязуется непременно учесть их предложения. Но правило работает на достижение общих целей компании, которые едины и обязательны для всех сотрудников. Поэтому данное решение должно неукоснительно выполняться в полном объеме всеми без исключения. Правило должно превратиться в закон. Все должны привыкнуть к тому, что правило соблюдается всегда и для всех, даже если не всем оно нравится. И даже если в каких-то частных моментах оно не совсем эффективно.

Когда правило стало законом и ни у кого нет сомнений в том, что оно всегда будет соблюдаться, тогда можно начать его улучшение и вносить в него изменения, если к тому времени в них останется необходимость. Но и здесь недопустимы никакие исключения. Только корректировка правила с учетом объективной реальности. Не исключения, а изменения, опять же, обязательные для всех. Но и здесь нужно понимать, что правило никогда не станет правилом, если его постоянно менять.

Краткий алгоритм принятия решений выглядит следующим образом:
  • сначала тщательный анализ ситуации и вычисление возможных последствий от принятия тех или иных решений;
  • принятие решения, формулирование правил;
  • формирование у всех сотрудников привычки неукоснительно соблюдать установленные правила;
  • корректировка правил с учетом вновь открытых обстоятельств.
Как видно из алгоритма, для исключений места не осталось.

Поэтому можно перефразировать известную поговорку следующим образом: нет правил с исключениями. Или более точно:

Любое правило остается правилом до тех пор, пока в нем не появляются исключения.
 
   
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2014   Москва   САМ